Командующий. В течение всего республиканского периода легион не имел настоящего единоначальника. Командование поочередно переходило от одного военного трибуна к другому. Двое из них сообща командовали воинами в течение двух месяцев, либо они сменяли друг друга через день или через месяц, либо они делили между собой должностные обязанности. Совершенно неизвестно, каковы были в деталях их взаимоотношения, и в каком положении по отношению к ним находились остальные трибуны.
Первым необходимость объединить в единой руке функции высшего командования понял Юлий Цезарь. Ему неоднократно случалось выбирать командира и ставить его во главе легиона либо в день битвы, либо на более долгий срок. Но в этих назначениях не было никакой стабильности: легионные легаты Цезаря были всего лишь офицерами, откомандированными от генерального штаба с временными поручениями: в этом, впрочем, прямой смысл слова legatus ("посол", "посланник") [legatus].
При Августе, напротив, эта должность стала постоянной. Каждый легион был поставлен под командование единого начальника, назначавшегося верховным главнокомандующим, императором [imperator], и получившего титул legatus legionis. Легаты легиона принадлежали к сенаторскому сословию; в принципе, они брались из числа бывших преторов (однако есть примеры, когда к командованию легионом привлекались до претуры), преимущественно только что покинувших свою должность. Те, кто не отвечал этим условиям, носят в текстах титул pro legato или praepositus.
Легат имел в своем распоряжении не только легион, чье имя он носил, но и все вспомогательные части, которые были ему приданы. Он обладал, естественно, всеми полномочиями главнокомандующего. Начиная с правления императора Галлиена, который запретил сенаторам военную карьеру, легаты перестали командовать легионами. Эти высшие офицеры были заменены префектами, принадлежащими к сословию всадников.
Старшие офицеры.
Военные трибуны. Известно, что в доисторическую эпоху, когда легион состоял из трех контингентов по тысяче человек, заимствованных у трех родовых племен (триб) Рима, каждым из этих контингентов командовал трибун, то есть три трибуна командовали весь год. Позднее их число удвоилось, хотя неизвестно, когда и как, и шесть трибунов на легион стали стандартной цифрой на весь период Республики. Сначала они назначались консулами или диктаторами, наследниками царской власти, но, начиная с 392 г. от основания Рима (362 г. до н.э.) народ присвоил себе право назначать на комициях по трибам 6 трибунов из 24 (обычное ежегодное число трибунов в армии). Затем, в 443 г. (311 г. до н.э.), он отобрал у консулов десять других должностей и ввел в обычай назначать 16 трибунов. Наконец, в 547 г. (207 г. до н.э.) он закрепил за собой все назначения или, по крайней мере, право выбора трибунов первых четырех легионов, другие продолжали назначаться консулами. Эти назначаемые консулами трибуны назывались rufuli (от rufus="ярко-красный, рыжий"), другие – comitiati. Обе категории считались равными друг другу. Они вступали в должность, как и все магистраты, 1 января, и исполняли свои обязанности в течение одного года.
Военные трибуны обычно выбирались из молодых людей сенаторского класса, или из всадников, которые хотели начать свою государственную карьеру (nobiles adolescentes); обычно они не служили предварительно в качестве солдат или младших офицеров, но проводили свои первые военные кампании в коннице или в штабе командующего [comes, contubernalis].
Во времена Цезаря трибуны легиона были молодыми людьми, некоторые из них – довольно малоопытными в военном деле. Это объясняет, почему в трудные времена их заменили во главе легиона испытанными офицерами (legati).
В императорскую эпоху военный трибунат продолжал предоставляться молодым людям сенаторского класса, которые таким образом довольно легко проводили обязательный срок военной службы, необходимый для вхождения в сенат. Для их поступления в легионы требовался минимальный возраст 18 лет.
При Республике военные трибуны уже в силу своего звания имели ранг всадников и право носить золотое кольцо. То же самое было и при императорах для трибунов латиклавов.
Но рядом с этими молодыми сенаторами можно было встретить в качестве трибунов и людей, которые уже провели определенное количество лет на военной службе в звании унтер-офицера или младшего офицера. Это еще один результат реформ Августа.
Роль трибунов была одновременно военно-командной и административной или, скорее, часть трибунов легиона, преимущественно латиклавы, занималась административной работой, другим, ангустиклавам, были поручены чисто военные обязанности.
Добавлено (04.11.2010, 00:52)
---------------------------------------------
Младшие офицеры.
Центурионы. Центурия была основным подразделением примитивного легиона и легиона Сервия Туллия. Командир, руководивший центурией, естественно, носил имя centurio. Когда манипула стала тактической единицей, центурия сохранилась как подразделение манипулы и каждая манипула стала насчитывать двух центурионов, командующий правым крылом был prior, левым – posterior. С другой стороны, солдаты делились на три категории: triarii или pili, principes и hastati; следовательно, было 20 центурионов pili, 10 priores и 10 posteriores, которые различались между собой номером манипулы: pilus prior prioris centuriae и pilus posterior prioris centuriae, pilus prior secundae centuriae и pilus posterior secundae centuriae, и т.д. То же самое относится и ко всем другим типам манипул.
Иерархия центурионов определялась одновременно разрядом, к которому они принадлежали (pili, principes, hastati), и рангом внутри каждого из разрядов; однако нет полного согласия в том, каким образом они повышались в чине.
Деление на когорты, которое было введено в конце Республики, привело к новым изменениям в классификации центурионов. Их продолжали делить на priores и posteriores, определять как hastati, principes и pili, хотя различие между этими видами легионеров потеряло всякое значение; но их оценивали по званию, которое они имели внутри своей когорты, и именно внутри когорты они проходили по лестнице чинов, установленной древними традициями. Последней когортой была, естественно, десятая, а первая была наиболее почетной; таким образом, используя собственные выражения Цезаря, octavi ordines, например, то есть центурионы восьмой когорты, принадлежали к категории inferiores ordines, а центурионы пяти первых когорт составляли superiores ordines.
Центурионы первой когорты, которая включала в свой состав примипила, носили звание primi ordines; они занимали в легионе исключительное положение, принимали участие в военном совете и во многих случаях получали от командующего ответственные поручения.
Эта иерархия центурионов сохранилась и при Империи. Единственное внесенное изменение было результатом численного увеличения первой когорты. При этом новом распорядке количество центурионов было уменьшено до пяти, pilus posterior был поглощен primus pilus. Отныне легион насчитывал 59 центурионов.
Опционы. Лейтенант пехоты, помощник центуриона, назывался опционом (optio="свободный выбор"). Qui ex eo tempore [quo] quem velint centurionibus permissum est optare, etiam nomen ex facto sortitus est" ("Те, кого центурионам разрешено выбирать по собственному желанию и сообразуясь с текущими обстоятельствами, и даже само их имя происходит из этого"), – говорит Фест. Прежде они назначались военными трибунами, сообщает тот же самый автор; что не доказывает ни их исчезновение после того, как центурионы получили право их назначать, ни что прежде трибуны не советовались официально с центурионами по вопросу их назначения. При Империи право назначения, естественно, принадлежало императору [imperator].
Считают, что обычное число опционов, по крайней мере, постоянных, было равно числу центурионов, то есть 60 до Империи, 59 после.
На должность опциона поступали с одной из должностей principalis; из опционов довольно часто становились центурионами.
Наряду с регулярными (или боевыми) опционами встречается определенное количество исполнителей чисто административных обязанностей (optio valetudinarii, т.е. "опцион по больным", optio navaliorum, т.е. "корабельный опцион", optio custodiarum, т.е. "опцион стражников", и т.д.).
Добавлено (04.11.2010, 00:53)
---------------------------------------------
Солдаты.
Римский легионер – по своей сути гражданин. При Республике до Мария это гражданин – собственник определенного имущества; после Мария он мог быть и пролетарием. Позднее, если по какой-либо причине оказывалось необходимым зачислять в легионеры неграждан, занимавшийся этим полководец начинал с того, что даровал им римское гражданство. Этот прием был впервые использован Помпеем во время войны с Митридатом: дошли даже до того, что были созданы легионы, состоящие полностью из перегринов, вдруг превращенных в граждан (legiones vernaculae, "местные легионы", то есть набранные на месте, а не в Италии). Принцип гражданства сохранился и при Империи, но его обходили точно так же, как это делали полководцы конца Республики. Когда граждан-добровольцев было недостаточно, чтобы заполнить вакансии в легионах, набирали перегринов, при условии, что они родились в городе и от свободных родителей; и было принято, что вступление в легионы дает и право гражданства. Обычно таким способом доукомплектовывали только некоторые подразделения. Два раза, однако, так были набраны два легиона полностью: легионы I Adjutrix и II Adjutrix, оба состоящие из солдат флота; чтобы понять это отклонение от нормы, надо отдавать себе отчет в обстоятельствах, которые заставили прибегнуть к этому крайнему средству.
После набора рекруты приносили военную присягу; до зачисления в тот или иной легион они носили название tirones. Из них создавали особое подразделение [vexillatio], чтобы вести их к месту назначения или обучать началам ремесла (vexilla tironum). После чего им назначали место в легионе, вносили их имена в матрикульную книгу (реестр) армии и позже выжигали их на теле раскаленным железом. Так они приобретали право на звание milites.