Чёрные гусары покрыли себя бессмертной славой на полях сражений. Позже многие эсэсовцы гордились сходством своей формы, с формой этих безрассудных смельчаков, о которых в Германии все знали.
Первые упоминания о прусских чёрных гусарах можно отнести ко времени правления Фридриха II (Великого). Пятый гусарский полк (чёрные гусары, гусары смерти) был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия.
Почему мирлитоны гусар украшала «мёртвая голова» до сих пор точно не известно. Но исторически сложилось, что этот знак означал неустрашимость в бою и был эмблемой самых смелых. Что характерно, в Российской империи тоже были чёрные гусары (только не гусары смерти, а бессмертные) отличавшиеся схожей формой, странное совпадение, это был 5-й полк, Александрийские гусары.
Александрийский 5-й гусарский полк — сформирован в 1773 г. из македонских и далматских поселенных полков.
В 1790 г. назывался казацким, потом легкоконным, позже — гусарским.
С 18 августа 1882 — 15-й драгунский Александрийский его императорского высочества великого князя Николая Николаевича Старшего полк.
С 6 декабря 1907 — 5-й гусарский Александрийский Её Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны полк.
Имел отличия:
1. георгиевский штандарт «За отличие в турецкую войну 1828 г.»
2. 22 георгиевские трубы с надписью «А. гусарского полка 8 февраля 1816 г.»
3. на шапках знаки: «За отличие 14 августа 1813 г»..
Прозвища — «чёрные гусары», «гусары смерти» (см. нагрудный знак на иллюстрации)
В 1918 на базе полка создан 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА. В 1919 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА развернут во 2-ю бригаду 3-й Туркестанской кавалерийской дивизии. В Белой армии полк возрождён летом 1918 года под названием Самарский гусарский полк[1].